Вербное воскресенье

Дорогие братья и сестры, сегодня мы будем говорить об удивительном празднике – Входе Господнем в Иерусалим, который в имеет название – Вербное воскресенье.

Красивое празднование

Радостное празднество необыкновенно по своей красоте. Священники облачаются в праздничные облачения зелёного цвета. Верующие приходят на всенощную службу с букетиками вербы. Храмы расцветают и преображаются, витает удивительный тонкий аромат свежести, весны.

Этот красивый праздник приходится на начало обновления природы. Уже остались в прошлом морозы, тёплое ласковое солнышко подёрнуло лёгкой зелёной дымкой леса. Хоть листья ещё и не распустились, но пушистые шарики вербы радуют глаз и поднимают настроение.

Люди стекаются в храмы, чтобы, как и много веков назад, воспеть хвалебное пение Творцу. Воздать Ему честь и поклонение. Веточки освящённой вербы хранятся потом целый год за образами, напоминая нам о той жертве, которую Иисус Христос принёс для спасения человеческого рода.

Вербное воскресенье в храме

История праздника

Вербное воскресенье – это переходящий двунадесятый праздник. История праздника уходит в далёкое прошлое, к тому времени, когда Спаситель проповедовал, исцелял и воскрешал людей, показывая тем самым милость Бога и Его силу.

Хочется отметить один момент – этот праздник не про вербу. Он нам рассказывает о жертвенной любви ради ближнего, о той подлинной любви, на которую способен только Господь Бог. Про одиночество и предательство, про непонимание и переменчивость толпы.

Входу Господа в Иерусалим предшествовало воскрешение Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробнице, тело которого уже имело неприятный запах тления. Иудея, как пчелиный рой, гудела всевозможными слухами о Мессии, Который исцеляет и воскрешает. И когда после молитвы по слову Иисуса: «Лазарь, иди вон!», усопший встал и вышел из пещеры, обвитый погребальными покрывалами, это на людей произвело поистине огромное впечатление!

Иудеи поняли, что это именно Тот, о Ком вещали ветхозаветные пророки. К Нему стали стекаться последователи и ученики. Простые люди возлагали на Него разные надежды. В Нём видели кормильца и избавителя от римских поработителей, ждали новых чудес. Полагали, что с приходом к власти, Он построит новое государство, даст людям свободу. Слухи подогревались предчувствием перемен, и с этим уже ничего нельзя было поделать.

Даже учеников Христа охватило упоение скорой победы над силами тьмы и несправедливостью. Они как будто не замечали скорбного лица Иисуса, Его предупреждений. Ученики не видели повода для грусти, ведь рядом с ними был будущий Царь нового мира любви и радости. И они, Его ученики, будут жить со своим Учителем в прекрасном дворце, слушать Его разговоры, вкушать диковинную пищу.

Эти настроения пугали власть и церковных иерархов, которые видели в Иисусе Христе смутьяна и бунтаря. И не удивительно, что от них исходило желание смерти Тому, Кто мог уничтожить их уютный мирок.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим

Иисус Христос всегда путешествовал пешком, и это был единственный раз, когда Он принимает решение въехать верхом через главные ворота города. Но не на коне, как воин и победитель, а на молодом ослике, который в те времена для жителей востока символизировал мир.

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

В городе было многолюдно, ведь скоро иудейская Пасха – великий праздник. На это торжество загодя съезжались гости и паломники.

Иисус Христос въехал в город торжественно, дорогу, по которой шёл ослик, горожане выстилали одеждой и финиковыми побегами. Дети и женщины махали Спасителю пальмовыми ветками. Толпа ликовала и кричала: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа!». Это был единственный раз, когда люди открыто и без страха могли выразить Спасителю своё поклонение и восторг.

И только сам Иисус Христос знал, что входит Он верхом на ослике не для земного царствования, а для страданий, которые Ему уже совсем скоро предстоят. Буквально через несколько дней Он станет главным действующим лицом уже иного шествия – шествия на Голгофу. И вместо криков: «Осанна!», та же самая толпа будет орать: «Распни Его!».

Православная Церковь в праздник Вербного воскресения вспоминает именно это вступление Спасителя на путь Крестных страданий ради нашего с вами спасения. В нашем климате пальмы не растут, поэтому мы приветствуем Иисуса Христа пушистыми вербными веточками, символом не только обновления в природе, но и обновлением нас с вами, нашей души.

Вербное воскресение. Традиции и празднование

На Руси до семнадцатого века существовал особый чин, который позволял воспроизвести Евангельские события. В этот день патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном осликом. Этого коня под уздцы вёл царь. Этот чин назывался «Шествие на осляти». В последующие века эту традицию упростили. Теперь мы просто на всенощной освящаем ветки вербы, чтобы в само Вербное воскресенье встречать и чествовать Царя Небесного, победившего смерть и открывшего для нас Врата Рая.

В народе вербу считали символом прощения и доброты. Именно поэтому, держа на праздник в руках ветки вербы, мы как бы говорим о том, то готовы простить всех, кто нас обидел. Так же как две тысячи лет назад нас простил Господь. В этот день было принято ходить крестным ходом с вербными ветками в руках.

Верба в руках прихожан

Наши предки всегда очень торжественно отмечали этот день, ведь впереди последняя, Страстная неделя Великого поста. Освящённую вербочку хранили целый год. Прошлогоднюю пускали по воде или сжигали. Также ею выгоняли первый раз на пастбище скот. Крестьяне верили, что освящённые веточки сохранят скот здоровым и помогут найти животинке дорогу домой.

Как в Лазареву субботу, так и в Вербное воскресенье для верующих предписано послабление поста. В эти дни позволено вкушать икру и рыбу.

Сегодня мы вспомнили событие, именуемое «Вход Господа в Иерусалим». Впереди Страстная неделя и Светлый праздник Пасхи. Дай Бог нам всем силы достойно пройти последнюю неделю Великого поста.

Божьей милости и благодати в каждый дом!

Православный-сайт-о-святой-Матроне