Материальное неравенство

Дорогие братья и сестры, сегодня поговорим о бедности и богатстве. Материальное неравенство – тема очень непростая. Богатство и бедность, болезни и здоровье, смерть и жизнь – всё это беспокоит людей на протяжении всей истории человечества.

Советская уравниловка

Мы ещё не преодолели соблазнов коммунистической эпохи. В советское время было неприлично быть богатым. Все жили средненько.  До сих пор мы ещё это не изжили. Мы смотрим на богатых людей, как на воров, злодеев. Частично это правильное суждение, но лишь частично. Есть среди богатых людей и те, кто потом и мозолями заработал себе приличное состояние.

Ещё прочно сидит в нашем сознании рецидив советской уравниловки.  Вот отберём, поделим, и всем будет хорошо. Между тем неравенство – это одна из сторон Божьей премудрости. В мире не должны быть все равны. Неравенство даёт место для любви. Когда все одинаково богаты, здоровы, красивы, возникает вопрос: «Кого жалеть, кому помогать, с кем делиться?»

Каждый самодоволен, самодостаточен. Хотя, если капнуть глубже, в нашем мире нет самодостаточных людей. Даже ангелы и те нуждаются в Божьей благодати, без этого они не смогут жить и служить Господу. И если ангелы без Бога никто, что уже говорить о человеке. А мы всё кичимся и раздуваемся, как воздушный шарик – я сам, я построил, добился, создал.

Материальное неравенство – это благословенная вещь

Материальное неравенство – это благословенная вещь. Когда есть любовь, и есть неравенство, тогда всем хорошо. Когда в этом тандеме любовь отсутствует, всем становиться плохо. Сразу начинаются разговоры о справедливости, равенстве, братстве.

Иоанн Златоуст, в пятой беседе на чтении о богаче и Лазаре, рассуждает, что богатый намного несчастней бедного. Приводит следующие аргументы. Он говорит, что самое основное у бедного есть в изобилие, у богатого этого нет. Вернее, оно естественно есть, но он его не замечает.

Иоанн задаётся вопросом: «Самое лучшее питьё какое? Правильно, вода. Когда есть жажда, то вкуснее и полезней всего пить воду. Только простой, чистой водой можно напиться. Богатые забыли её вкус, поскольку испортили её изысканными напитками. Бедные наслаждаются простым и ценят маленькое.

Следующий аргумент – это сон. Кто спит лучше? Конечно, бедный. Соломон в своих притчах говорил: «Сладок сон бедняка». Богатый может полночи ворочаться на постели, мучаясь разными мыслями. Бедняк поработал день, и у него только одна мысль – скорей бы домой, покушать да на отдых.

Финансовое неравенство

Конечно, можно поспорить с Соломоном и Иоанном, правы они или не правы. Но стакан чистой воды, скромная трапеза, простое ложе и здоровый сон всё равно слаще. На мягкой перине, с полным желудком да скорбными мыслями вряд ли можно сладко уснуть.

Батюшка Иоанн высказывает и ещё одну такую интересную мысль. Он говорит, что если бы все были богаты, у нас не было бы сапожников, швей, уборщиц, сантехников, дворников, электриков, и так далее. Одним словом, всех тех людей, которых называют обслуживающим персоналом. Все мы тогда были бы владельцами каких-нибудь приисков, директорами больших предприятий или ювелирных магазинов, или ещё кем-то, но никак не чернорабочими. Кто бы нас тогда обслуживал – стирал, убирал, готовил, создавал комфорт и уют? Мы бы все обросли грязью и захлебнулись бы в своих нечистотах. Богатому ведь его статус не позволяет опускаться до простого труда.

По словам Златоуста, бедность является неким приставником, который неустанно стоит рядом и заставляет человека трудиться, чтобы обеспечить свои потребности. Богатый человек не полезет чистить канализацию, разгружать вагоны, или выполнять другую работу, которая не соответствует его статусу. Заплачу, придут и сделают. А кто придёт? Да те же бедные, которые не гнушаются простого, тяжёлого труда. Если не было бы этого неравенства, мы бы умерли в собственной грязи.

Финансовое неравенство, бедность, по словам Златоуста – это Божье благословение всему человечеству. Если человек, имеющий чуть больше, чем другие, охамеет и возомнит себя лучше других. Очень скоро будет отнято у него всё, и он умрёт от голода. Он не сможет раздобыть себе пропитание, тем более попросить Христа ради. Гордость не позволит.

Праведники добровольно принимали бедность

В истории Церкви есть много святых людей, которые были катастрофически бедны. Праведники добровольно принимали из рук Бога большую бедность и скудость. Потому что в скудости проявляется величие человеческой души.

Было бы неправильно всех богатых людей грести одной гребёнкой. История знает много достойных состоятельных людей, честно заработавших своё богатство. Они умело им управляли, и без сожаления отдавали его в другие руки. Это особый дар, особое благословение – всё иметь, и всё отдать. Отойти в сторону, обрести покой в простоте и умиротворении. Стать ближе к земле, к людям, к самому себе, и самое главное – быть ближе к Богу.

Вопрос богатства и бедности, материального неравенства – это очень важный и серьёзный вопрос. Завидовать богатым нельзя. Завидующий бедный превращается в демона, гордящийся богатый тоже демон. Вот и получается, что завистливые бедняки съедают гордящихся богачей. Если богатый милостив, а бедный смирен, тогда на земле рай. Потому что в раю у праведников длинные вилки, как в притче про ад и рай. Сам себя не накормишь, зато наколешь еду, и дашь другому, а он подаст тебе. Вот так должны спасаться люди, без зависти, без гордости, и без жадности. Дал бы нам Господь хоть капельку такой мудрости, чтобы обрести милосердие, любовь, стать чище и лучше.

***

Счастливая семейная жизнь

Православный-сайт-о-святой-Матроне